Цветовая схема: C C C C
Размер шрифта: A A A
Изображения:

РУМЦ

РУМЦ

РУМЦ по созданию условий для получения среднего профессионального образования людей с ограниченными возможностями здоровья посредством разработки нормативно-методической базы и поддержки инициативных проектов

Обеспечение безбарьерного доступа лиц с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья (далее – ОВЗ) к профессиональному образованию, в том числе – среднему профессиональному, является как одним из приоритетных направлений государственной политики в отношении инвалидов в целом, так и важной составляющей реализации Федеральной целевой программы развития образования на 2016–2020 годы. Однако на сегодняшний день проблема определения, обоснования и реализации специальных институциональных, организационно-управленческих и психолого-педагогических условий, необходимых для реализации среднего профессионального образования инвалидов, не получила комплексного решения.

В настоящее время получение качественного профессионального образования людьми с инвалидностью и ОВЗ является одним из неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни общества, значительно расширяет их возможности для профессионального самоопределения и последующего трудоустройства.

Профессиональное образование лиц с инвалидностью и ОВЗ – это процесс профессиональной реабилитации в единстве профессиональной ориентации, профессионального образования, профессионально-производственной адаптации и трудоустройства данной категории граждан.

Проблемы, требующие решения:

* информационная доступность: отсутствие системы информирования, профессиональной ориентации и мотивирования для инвалидов по получению СПО;

* организационно-методическая доступность: неразработанность адаптированных основных образовательных программ для профессионального образования инвалидов с учетом их особых образовательных потребностей , низкий уровень развития дистанционных технологий профессионального образования и обучения инвалидов;

* кадровая доступность: отсутствие мастеров производственного обучения, преподавателей, прошедших качественное повышения квалификации по вопросам обучения и адаптации инвалидов, отсутствие региональных систем повышения квалификации по данному вопросу;

* материально-техническая доступность: отсутствие специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования, обеспечивающих возможность получения образования для обучающихся с теми или иными нозологиями, сохраняющиеся проблемы с обеспечением беспрепятственного доступа к информационным объектам инфраструктуры образовательной организации, оборудованных гардеробов, санузлов, мест личной гигиены, рабочих мест, специального оборудования и т.д.

С целью обеспечения доступности и качества среднего профессионального образования для студентов с инвалидностью и создания системы сопровождения ПОО СПО была создана сеть ресурсных учебно-методических центров по инклюзивному образованию (далее — РУМЦ). Реализация мероприятий по созданию сети РУМЦ осуществляется в рамках реализации Межведомственного комплексного плана по обеспечению доступности профессионального образования для инвалидов и лиц с ОВЗ, Государственных программ «Доступная среда» и «Развитие образования». Формирование сети РУМЦ осуществлялось в конкурсном порядке.

ГАПОУ «Казанский строительный колледж» в 2017 году выиграл грант, представив Программу по созданию РУМЦ. Приказом Министерства образования и науки Республики Татарстан от 23 марта 2018 года № под-522/18 ГАПОУ «Казанский строительный колледж» был присвоен статус ресурсного учебно-методического цента по созданию условий для получения среднего профессионального образования людьми с ограниченными возможностями здоровья посредством разработки нормативно-методической базы и поддержки инициативных проектов и был утвержден Перечень мероприятий «Дорожная карта».

Цель РУМЦ СПО - модернизация системы инклюзивного профессионального образования посредством совершенствования образовательной, инновационной, методической деятельности и эффективного использования образовательных, кадровых, научно-методических, информационных, материально-технических, финансовых ресурсов БПО и образовательных организаций, реализующих программы среднего профессионального образования.

Задачи деятельности РУМЦ СПО:

- методическое и информационно-аналитическое обеспечение деятельности образовательных организаций, реализующих программы СПО;

- сопровождение реализации адаптированных программ СПО по направлениям;

- разработка конкурсных заданий и подготовка экспертов конкурсов профессионального мастерства «Абилимпикс»;

- повышение квалификации руководящих и педагогических работников ПОО по вопросам инклюзивного профессионального образования;

- трансляция лучших практик подготовки лиц с инвалидностью и ОВЗ различных нозологических групп по программам СПО по данному направлению и др.

Таким образом, можно выделить основные направления деятельности РУМЦ:

- профориентация лиц с инвалидностью и ОВЗ,

- обеспечение доступности обучения и комплексного сопровождения студентов с инвалидностью,

- содействие трудоустройству и постдипломному сопровождению выпускников с инвалидностью

- участие в организации конкурсов профессионального мастерства «Абилимпикс», «DeafSkills».

Важным моментом функционирования РУМЦ является создание модели организационной структуры ГАПОУ «Казанский строительный колледж» как профессиональной образовательной организации, обеспечивающей поддержку региональной системы инклюзивного профессионального образования инвалидов, разработка собственной нормативной базы, механизмов деятельности, нормативной базы, определяющей структуру и деятельность региональной системы инклюзивного профессионального образования инвалидов.

Структура РУМЦ включает четыре сектора:

     1.png   2.png

Руководит деятельностью - руководитель РУМЦ, который назначается на должность и освобождается от должности директором колледжа.

РУМЦ должен стать координатором взаимодействия ПОО и других заинтересованных учреждений при этом отвечает за следующие виды работ:

— анализ, обобщение, систематизация и тиражирование передового опыта ПОО РТ по обучению студентов с инвалидностью;

— разработка нормативных, организационных документов для построения сетевого взаимодействия;

— координация взаимодействия между ПОО РТ для повышения доступности и непрерывности процесса образования инвалидов;

— разработка УМО, необходимых для успешной реализации АОП СПО;

— формирование банка научных и методических материалов по вопросам обучения и психолого-педагогического сопровождения студентов с ОВЗ, профессиональной ориентации, оказания помощи в трудоустройстве;

— разработка, апробация, тиражирование методик применения средств электронных, информационно-коммуникационных технологий в образовании студентов-инвалидов;

— разработка и реализация программ курсов повышения квалификации педагогических работников по вопросам инклюзивного образования;

— адаптация существующих методик и программно-методического обеспечения в области социализации студентов-инвалидов,

— создание и наполнение системы дистанционного обучения, дистанционными учебными курсами, в том числе массовыми открытыми онлайн курсами;

— разработка, приобретение электронных образовательных ресурсов, адаптированных для использования студентами с инвалидностью различных нозологий.

             3.png

В 2018 году сеть РУМЦ насчитывает 25 учреждений по направлениям.

Контакты можно найти на сайте http://www.spo-rudn.ru/